О МУЗЕЕ
НАШИ ССЫЛКИ
ПОСЕТИТЕЛЯМ
СПОНСОРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • VI Международный культурный форум
  • Всероссийский конкурс проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл»
  • Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире»
  • Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
  • Президент России
  • 2017 год экологии в России
  • Официальный интернет-портал правовой информации
  • Федеральное агентство по делам национальностей
  • Сайт департамента труда и занятости населения (www.ufz-kemerovo.ru)
  • Автономная некоммерческая
организация «Агентство развития внутреннего туризма»
  • Спиду - нет! kemspid.ru fondsci.ru o-spide.ru
  • Besucherzahler meet and chat with beautiful russian girls
    счетчик посещений
    Яндекс.Метрика

    ГРАФИКА И ЛИТЕРАТУРА.
    Художники книги в коллекции КОМИИ


    В коллекции графики КОМИИ насчитывается более 400 предметов представляющих жанр иллюстрации. Это книжные и журнальные иллюстрации состоявшихся изданий,  авторские серии на темы различных литературных произведений,  литературных героев, песен и стихов.  Тема книги, литературы дополняется портретами авторов и небольшой коллекцией книжных экслибрисов О. И. Ардимасова.


    Несмотря на разнообразие авторских подходов, всех художников отличает важное свойство - умное, бережное и вдумчивое отношение к источнику. Каждый художник выбирает свой способ создания визуального образа литературного произведения.  Одни точно следуют за авторским текстом, последовательно иллюстрируя фрагменты повествования. Другие передают своё ощущение событий, времени, героев. Третьи создают яркую узорную канву для основного сюжета. Важно, что в представленных листах художникам удается соблюсти необходимый баланс, который не позволяет литературному источнику оказаться в тени собственного иллюстративного материала.


    В коллекции представлены работы художников разных поколений, разных стилей. Авторы, сотрудничавшие с крупнейшими издательствами советского периода и авторы, работавшие только в Кузбассе, художники, основная часть творческого наследия которых составляет работа в жанре искусства книги, и тех, для кого это лишь эпизод в поиске тем.


    Значительная часть художников представлена в обращении к сказке. Сказочная тема напрямую связана с народным творчеством, фольклорными традициями, наполнена иносказаниями, символами и метафорами, содержит фантастические элементы, что позволяет автору значительно расширить диапазон художественного языка, даёт возможность раскрыться его фантазии. В сказочных иллюстрациях Д.А. Брюханова, В.А. Дувидова, К.Г. Претро, В.М. Преснякова, О.А. Пинаевой, И.И. Старикова присутствуют ярко выраженная декоративность, стилизация, богатая орнаменталистика, национальный колорит.


    Яркие плоскостно-декоративные панно в затейливых рамках орнамента, пышная выразительность контура и сочность цвета в иллюстрациях алтайских и киргизских сказок от В.А. Дувидова и И.И. Старикова создают насыщенную атмосферу восточного чуда.


    Выразительная черно-белая пластика силуэтов, ритмичность, снежная белизна фона  композиций Д.А. Брюханова, и К.Г. Претро рождает ощущения Севера. Зрительные образы насыщают текст, добавляя эмоциональности  восприятию книги.


    Кемеровская художница О. А. Пинаева неоднократно обращалась к оформлению детской книги. Кемеровское книжное издательство выпустило ряд книг в её оформлении.

    Художница всегда предпочитала полное оформление книги, а не только работу с иллюстрациями. В коллекции музея находятся циклы иллюстраций к русской народной сказке "Иван-царевич и серый волк" и сказке А.М. Горького "Случай с Евсейкой". Иллюстрации О.А. Пинаевой насыщены подробностями, интересны для длительного разглядывания, завораживают обилием многочисленных деталей, персонажей, элементов декора, тонким мерцанием цвета направленных на передачу необычности "чудесности" происходящего.

    Интерес к традициям русского искусства отличает творчество графика В.М. Преснякова в 60-70 годы прошлого века. Закономерно обращение к оформлению русских сказок, в музейном собрании  имеется цикл иллюстраций сказки П.П. Ершова "Конёк-Горбунок" (Кемеровское книжное издательство. 1967год). Стилистическое решение циклов иллюстраций русских сказок О.А. Пинаевой, В.М. Преснякова отличается схожестью подходов. Оба используют стилизацию, оба в поисках художественного языка обращаются к традициям древнерусского искусства: иконописи, книжной миниатюре, промыслам, прибегают к введению надписей в изображение. В иллюстрациях В.М. Преснякова преобладает влияние народного искусства, в них много юмора и цвета, присутствует  шаржированность персонажей, что, собственно, продиктовано сюжетом и стилистикой  сказки П. П. Ершова.

    Великий иллюстратор, обладатель запоминающегося оригинального художественного языка, одна из ярчайших фигур послевоенной советской книги - М.П. Митурич-Хлебников. Наибольшие творческие удачи художника в области иллюстрации связаны с детской книгой. М.П. Митурич-Хлебников - иллюстратор высокой культуры, виртуоз свободного кистевого рисунка, несколькими  мастерскими мазками давал точную, живую и емкую пластическую характеристику персонажа, умело выделял главное, заставлял волшебно работать белое поле листа. Лаконизм и простота его рисунка абсолютно доступны  детскому восприятию. Художник никогда не прибегал к какой-либо дидактике, но выступал как заинтересованный умный собеседник, светлый и радостный мир, возникающий на страницах оформленных им книг, помнился долго. В фондах музея книжная графика М.П. Митурича-Хлебникова представлена  иллюстрациями к сказкам А.М. Горького, К.Д. Ушинского, С.М. Маршака, басням С.В. Михалкова, северным путешествиям автора. Несомненной жемчужиной собрания книжной графики художника в коллекции КОМИИ являются 16 листов иллюстраций к сказке Р. Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе", выпущенной в издательстве "Малыш" в 1983 году.  Нарядные, экспрессивные, умные, с выразительными деталями и чистотой цветовой характеристики иллюстрации воспринимаются очень цельно, играют важную роль в восприятии литературного образа,  несомненно, и их влияние на формирование художественного вкуса читателя, особенно ребенка.

    Специфика жанра книжной иллюстрации, хотя и ограничивает свободный выбор  художника рамками литературного материала, не ограничивает его в выборе средств и подхода к образному решению. Один из распространенных видов иллюстрации, дающий художнику большую свободу - ассоциативные символические, метафорические композиции. Чаще всего подобное решение встречается при иллюстрировании поэзии и при создании станковых произведений по мотивам литературного источника. Работы такого плана должны передавать смысл произведения, интонации автора, создавать атмосферу, формировать нужный настрой.  

    Так в  иллюстрациях  А.Г. Траугота и В.Г. Траугота сборника стихов С.А. Есенина художникам удалось подчеркнуть лирический характер дарования поэта, отразить его чувство Родины, передать особое романтически-светлое ощущение деревни.

    Монументальный триптих Л.Л. Ростовцевой по восьмистишиям Р. Гамзатова передаёт пафос его стихов, их эпичность и мудрое благородство. Одухотворенность персонажей подчеркивается величавыми образами природы, мир природы органично связан с жизнью горского народа, для художницы это ключ к пониманию поэзии Р. Гамзатова.
    Метафоричность лежит в основе серии станковых гравюр "Посвящение Н.В. Гоголю" димитровградского графика В.Б. Зелинского.  Художник в своём творчестве неоднократно обращался к литературным темам, имеет циклы произведений, посвященных А.С. Пушкину,   М.Ю. Лермонтову, Б. Брехту  и др. Н.В. Гоголь - один из любимых писателей В.Б. Зелинского. Осмысление его образов обостряет манеру художника, приводит к созданию экспрессивных композиций со сложными ритмическими построениями,  фантасмагоричных как произведения  великого писателя.

    Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" привлекает внимание многих художников. Существует многочисленные графические и живописные циклы им вдохновленные. В коллекции КОМИИ также не одна подборка иллюстраций прославленного романа.  Замечательный графический цикл принадлежит петербургскому художнику А.А. Харшаку. Работа длилась не один год, художник тщательно изучил материал, атмосферу Булгаковских уголков, мест, где разворачивалось действие книги, много времени посвятил подготовительным рисункам и эскизам. Понимание литературного источник, художественный вкус и мастерство позволило достичь высокого результата. Сложнейшие многофигурные разновременные и много событийные композиции охватываются единым взглядом, воспринимаются легко, отвечают авторской характеристики персонажей и событий.

    Работа с историческими сюжетами предполагает умение передачи ощущения эпохи. От художника требуется конкретнее представить быт, окружение персонажей, деликатное использование стилизации и безупречный вкус, который поможет выбрать наиболее выразительные детали и не перегрузить композицию не нужными подробностями, не увлечься внешними эффектами. Одна из важнейших черт настоящего художника понимание своего автора, умение глубокого проникновения в текст.   

    В серии иллюстраций "Семейных хроник" С.Г. Аксакова известный художник книги Г.Н. Бурмагина успешно воплощает образный строй книги, передаёт камерную атмосферу жизни дворянской усадьбы и её обитателей. Хрупкая утонченность рисунка, особая выразительность ксилографического штриха,  черно-белая стилистика портретной миниатюры, овальные оправы изображений,  всё подчеркивает доверительность интонации, передаёт тихую грусть  ушедшей старины.

    Формирование правильного восприятия образа героя гражданской войны  главная задача иллюстраций П.А. Луганского в романе Д.А. Фурманова "Чапаев". Василий Иванович Чапаев революционный комдив знаменитой волжской дивизии, народный герой. П.А. Луганский идеализирует облик персонажа, любуется и восхищается им. Его герой - это, прежде всего, лидер, всегда смысловой и художественный центр композиции листа. Портретная характеристика легендарного Чапая носит плакатный оттенок: подчеркнуто волевое лицо, уверенность взгляда и позы, продуманность жестов. Все действия и события развиваются вокруг центрального героя, в изображении остальных персонажей допускается определенное обезличивание и обобщенность.  


    Тщательность подхода, проработанность рисунка, любовь к бытовым деталям  отличает иллюстрации книг, оформленных М.А. Тарановым.  Автор - мастер передачи историко-бытовых подробностей, сторонник развернутой повествовательности. При создании портретно-психологической характеристики персонажей художник добивается выразительности позы, акцентирует внимание на разработке мимики и жестов. В изображениях животных ощущается великолепное знание натуры, наблюдательность, умение передачи движений, повадок, поведения. Его иллюстрации басен И.А. Крылова давно стали классикой жанра. Изображение  работает в единстве с текстом, сатирические, аллегорические образы и нравоучительные тексты получают дополнительную наглядную образность, живость,  обретают  время и место действия.
    Книжная иллюстрация может быть перенесена в графику больших листов и обрести  самостоятельность станкового произведения, а может существовать  лишь в рамках пространства книги. В поисках образного решения авторы могут обращаться к различным формам и стилям, от реализма до условностей, но в любом случае мир литературных образов всегда будет привлекать художника, служить источником вдохновения и подталкивать к новым художественным решениям.

    Галина Лавренкова, главный хранитель.

    2014-10

    • Go to gallery ->

      Ардимасов О.И

    • Go to gallery ->

      Бобкин А.А

    • Go to gallery ->

      Брюханов Д.А

    • Go to gallery ->

      Попова И.Н.

    • Go to gallery ->

      Харшак А.А. , М.Булгаков

    • Go to gallery ->

      Шпирко А.Е.

    • Go to gallery ->

      Бургункер Е.О

    • Go to gallery ->

      Бурмагина Г.Н

    • Go to gallery ->

      Домашенко Н.И

    • Go to gallery ->

      Дувидов В.А

    • Go to gallery ->

      Епифанов Г.Д.

    • Go to gallery ->

      Зелинский В.Б

    • Go to gallery ->

      Калита Н.И

    • Go to gallery ->

      Константинов Ф.Д

    • Go to gallery ->

      Луганский П.И

    • Go to gallery ->

      Митурич-Хлебников М.П

    • Go to gallery ->

      Пинаева О.А

    • Go to gallery ->

      Пресняков В.М

    • Go to gallery ->

      Претро К.Я

    • Go to gallery ->

      Ростовцева Л.Л

    • Go to gallery ->

      Стариков И.И

    • Go to gallery ->

      Таранов М.А.

    • Go to gallery ->

      Траугот А.Г. Траугот В.Г

    • Go to gallery ->

      Хижинский Л.С

    НОВОСТИ

    Выставка «Добрый русский художник», посвященная 80-летию А. Ф. Капорушкина.

    Творческая активность А. Ф. Капорушкина поистине удивительна. Об этом свидетельствуют его персональные выставки, которые он проводит с завидной регулярностью, неустанно, с 1976-го (их восемь). Нынешняя выставка, знаменующая 80-летие патриарха, самая представительная. Она масштабна и ретроспективна – демонстрирует сто пятьдесят работ, созданных за период с середины 1970-х по 2017-й.

    Выставка "Жизнь в искусстве"

    13 июня отрылась выставка «Жизнь в искусстве» – персональная выставка В. Д. Короткова (Красноярск), приуроченная к 80-летию мастера.

    # Интермузей 2017 (отчёт)

    «Интермузей» - это ежегодный фестиваль, который объединяет на одной площадке более 300 музеев из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Фестиваль проводится Министерством культуры РФ с 1999 года.

    Акция "В музей с ректором"

    30 марта стартовала необычная для нашего города акция "В музей с ректором". В рамках этой акции любой ректор может пригласить в Кемеровский областной музей изобразительных искусств группу студентов своего вуза, оплатив им экскурсию.