О МУЗЕЕ
НАШИ ССЫЛКИ
ПОСЕТИТЕЛЯМ
СПОНСОРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • VI Международный культурный форум
  • Всероссийский конкурс проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл»
  • Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире»
  • Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
  • Президент России
  • 2017 год экологии в России
  • Официальный интернет-портал правовой информации
  • Федеральное агентство по делам национальностей
  • Сайт департамента труда и занятости населения (www.ufz-kemerovo.ru)
  • Автономная некоммерческая
организация «Агентство развития внутреннего туризма»
  • Спиду - нет! kemspid.ru fondsci.ru o-spide.ru
  • Besucherzahler meet and chat with beautiful russian girls
    счетчик посещений
    Яндекс.Метрика

    Общая информация - конференции КОМИИ

    М. Ю. ЧЕРТОГОВА
    заместитель директора по научной работе
    Кемеровского областного музея изобразительных искусств



    «Коллекция в коллекции»: конференции как специальный проект Кемеровского областного музея изобразительных искусств



        Научно-исследовательское направление является одним из основных в деятельности Кемеровского областного музея изобразительных искусств (КОМИИ). Оно сохраняет свою актуальность даже при наличии дефицита профильных специалистов (искусствоведов) и несмотря на то, что сегодня активно поощряются совершенно иные виды музейной практики, порой уподобляющие музей центру массовых развлечений.
        Наиболее значительным результатом научно-исследовательской работы КОМИИ стали Всероссийские научно-практические конференции «Коллекция в коллекции» (первоначальное название – «Уникальные коллекции художественных музеев России»). Они проходят в рамках мероприятий, посвященных круглым датам музея, – каждые пять лет, начиная с 2004 года.
        Идея этого проекта возникла в процессе реализации другого. В 2004-м отмечалось столетие Юргиса Ионасовича Прейсса (1904–1984)  – кемеровского художника, чье творчество представлено в собрании КОМИИ монографической коллекцией. Что обусловлено исключительностью художника-иностранца, резко выделявшегося среди местных коллег не только своей биографией, но и искусством. Воспитанник европейской школы, предпочитавший формальное содержательному, да еще интимист, обращавшийся к очень личным мотивам, он не вписывался в контекст художественного развития Кузбасса: вел здесь свою, совершенно особенную творческую жизнь, которая как отдельное явление требовала специального изучения.
        Помнится, к вековому юбилею Юргиса Прейсса я готовила ретроспективную выставку его произведений из фондов музея. Согласно концепции она отражала этапы жизни и творчества мастера – во всей полноте и последовательности. Поэтому ее экспозиция, выстроенная хронологически, беспощадно обнажала разницу, существовавшую между искусством художника на европейском и сибирском этапах, – разницу, поразительную настолько, что, казалось, работали разные авторы. Выставка с очевидностью показала, как изменилось его искусство – с точностью до наоборот: утратив парижский стиль и светлое жизнелюбие, оно под давлением советской эстетики стало эклектичным, очень неровным, но в то же время, набирая выразительную экспрессию, в нем обострились драматические интонации и пронзительное исповедание.
        Дополняли экспозицию многочисленные письма, фотографии, дневники из личного архива Ю. И. Прейсса, предоставленные его приемной дочерью и наследницей Л. А. Бирюковой (г. Кемерово).
        В целом это был уникальный материал – художественный и документальный, раскрывающий трагическую судьбу европейца в Сибири.
        Такую выставку, достойную самого широкого внимания, общественного резонанса, хотелось показать не только кузбасскому зрителю, но и авторитетному профессиональному сообществу, чтобы открыть отечественной культуре художника Юргиса Ионасовича Прейсса и ввести его имя в научный оборот, в историю неофициального искусства советской эпохи. Но как?
        Так родилась идея проведения на базе КОМИИ всероссийских научно-практических конференций «Уникальные коллекции художественных музеев России». В ноябре 2004 года, в рамках мероприятий, посвященных 35-летию музея, состоялась первая из них, проходившая на фоне экспозиции произведений Ю. И. Прейсса – выставки, демонстрировавшей уникальную коллекцию из собрания нашего музея.
        Поясним, что уникальными мы называли коллекции, наличие которых составляет особую гордость музеев, выделяет их (музеи) из ряда других, придает им (музеям) «не общее выражение». Такие коллекции есть в каждом музее и некоторые из них широко известны, например, коллекция деревянной культовой скульптуры из собрания Пермской государственной художественной галереи. Однако бóльшая часть уникальных коллекций, особенно в региональных музеях, остается еще неизученной и хуже того – неизвестной.
        До недавнего времени данная проблематика не рассматривалась специально, как отдельное направление в изучении музейного фонда страны, поэтому уникальные коллекции трудно представить целостно – в реальных масштабах и содержании. Именно в этом видится цель наших конференций, периодических и бессрочных, которые со временем, шаг за шагом, выявят особый пласт художественного наследия, хранящегося в отечественных музеях, его уникальную составляющую.
        Избранная тема не только актуальна, но и поистине неисчерпаема. Ведь, по сути, любое музейное собрание – это сумма отдельных коллекций: больших и малых, ярких (очевидных в своей значительности) и более скромных, персональных и отражающих некие феномены или целые явления. И эти коллекции – каждая по-своему – уникальны: сами по себе или в контексте места и времени.
        Возможно, такое понимание уникальных коллекций несколько «размывает» само понятие уникального, и все-таки именно таким оно представляется нам сугубо принципиальным – с точки зрения изучения музейных фондов: от штучной коллекции к целостности собрания. Сегодня, в канун проведения третьей конференции, эта концепция кристаллизовалась, обрела свою ясность, и появилось желание изменить название – на краткое и более точное: «Коллекция в коллекции».
        Несомненно, чтобы выявить такие коллекции в полном объеме потребуется немалое время и его на наш век, конечно, не хватит: слишком богаты фонды художественных музеев страны, а наши конференции так нечасты (раз в пять лет). Но важно начать.
        Понимая значительность поставленной задачи, мы сообщили своей конференции всероссийский статус. Это не только повышает ее престиж, но и восполняет присущую ей локальность, а именно: сугубо музейную специфику и узкую тематическую направленность. Причем такая локальность выбрана нами сознательно, поскольку позволяет сосредоточиться на изучении поставленного вопроса должным образом: неспешно, последовательно, глубоко. Сегодня такая концепция нетипична и это отличает наши конференции от многих других, посвященных, как правило, широкому кругу вопросов, нередко затрагивающих смежные дисциплины.
        Как специальный проект Всероссийские научно-практические конференции «Коллекции в коллекции» дают возможность «открытия» оных коллекций: их публичной презентации, введения в научный оборот и широкой популяризации.
        Причем сами презентации не предусматривают с нашей стороны жестких канонов, нами предлагаются лишь некоторые тематические аспекты, а именно:
    •    уникальные коллекции как визитная карточка музея;
    •    уникальные коллекции как особое направление музейного комплектования;
    •    уникальные коллекции как отражение культурного феномена;
    •    уникальные коллекции в региональном контексте – «дух места»;
    •    уникальные коллекции как презентация личности.
        По итогам каждой конференции издаются иллюстрированные сборники, в которых материалы собираются воедино и систематизируются. В дальнейшем, в своей совокупности именно они – как практический результат проекта – явят свод уникальных коллекций художественных музеев России.
        Следует заметить, что публикаций в сборниках больше, чем непосредственных выступлений на конференциях. С нашей стороны это расхождение предполагалось изначально – по известным причинам: в виду отдаленности Кузбасса от многих культурных центров страны и существующей у госучреждений проблемы бюджетного финансирования, не каждый музей может направить своих сотрудников в г. Кемерово для участия в конференции. Поэтому, учитывая данное обстоятельство, допускается заочное участие в конференции: авторы высылают свои доклады на адрес музея, самые интересные из них публично зачитываются, а остальные, наряду со всеми, публикуются в сборниках.
        История проекта длится более десятилетия. За это время состоялось три Всероссийские научно-практические конференции: «Уникальные коллекции художественных музеев России» (2004, 2009), «Коллекция в коллекции» (2014). По итогам прошедших конференций изданы сборники материалов (2006, 2010, 2015), куда вошли 80 докладов научных сотрудников 40 музеев из 26 городов России: от Калининграда до Южно-Сахалинска!
        Статистика показывает, что проект вызывает живой интерес профессионального сообщества и активно развивается на благо России. Содействуя изучению музейного фонда Российской Федерации, он открывает его уникальными (особенными) коллекции, и публикации о них в специальных изданиях остаются во времени, а значит – в истории. Углубляя представление о музеях как обладателях таких коллекций, проект позволяет оценить музеи по-новому, с точки зрения их исключительности («не общего выражения») и тем самым привлечь к ним повышенный интерес и внимание.
        Более того, будучи периодическим, проект консолидирует художественные музеи страны и стимулирует их научную деятельность, укрепляя ее позиции, поднимая престиж. Сегодня это особенно актуально ввиду существующей тенденции превратить музей в развлекательный центр – тенденции, набирающей опасную популярность, даже среди руководителей в сфере культуры. Увы, не секрет, что для многих из них единственно важным показателем успешной работы музея является лишь число посетителей: чем больше, тем лучше.
        Как ни вспомнить слова М. Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа и президента «Союза музеев России», выразившего тревогу музейного сообщества – со всей бескомпромиссностью, подкупающе откровенно: «Мы становимся очень примитивными: музей рассматривается как часть сферы услуг. От нас ждут Диснейленда. Но смысл музея нельзя свести к отдыху в парке аттракционов. И оценивать его по тем же критериям, как парк аттракционов, нелепо. В музей приходят за удовольствием, но это удовольствия просвещенного человека» .
        Конечно, сдавать позиции проще, как падать. Гораздо сложнее их отстоять, не уступая запросам общества потребления, не способного к созиданию, а лишь жаждущего во все времена хлеба и зрелищ; не опрощая музейной миссии: собирать, хранить, изучать, просвещать и оставлять накопленное потомкам, осуществляя с ними духовную связь.
        Наконец, формируя положительный имидж Кемеровского областного музея изобразительных искусств, Всероссийские научно-практические конференции «Коллекция в коллекции» способствуют его продвижению как научного центра и делают заметным участником музейной жизни России.
        Теперь, когда эти конференции утвердились как специальный проект музея, их – для успешной реализации проекта – следует проводить регулярно. При этом, чтобы приблизиться к намеченной цели (выявить уникальные коллекции музеев страны в полном объеме), не менее важно воспитать преемников – музейных сотрудников, которые продолжат развитие проекта и тем самым сообщат ему непрерывность. Пока преемников нет.


     

    МУЗЕИ – УЧАСТНИКИ
    Всероссийских научно-практических конференций
    «Коллекция в коллекции»


    1.    Арт-галерея «DiaS» (Иркутск)
    2.    Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина (Дом-музей Б. М. Кустодиева)
    3.    Архив Российской академии наук (Москва)
    4.    Волгоградский музей изобразительных искусств
    5.    Вологодская областная картинная галерея
    6.    Городской музей «Искусство Омска»
    7.    Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова (Тульская область)
    8.    Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург)
    9.    Государственный музей-заповедник «Петергоф» (Санкт-Петербург)
    10.    Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул)
    11.    Екатеринбургский музей изобразительных искусств
    12.    Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева
    13.    Калининградская государственная художественная галерея
    14.    Калужский областной художественный музей
    15.    Кемеровский областной краеведческий музей
    16.    Кемеровский областной музей изобразительных искусств
    17.    Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова
    18.    Курганский областной художественный музей
    19.    Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи
    20.    Музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока (г. Юрга Кемеровской области)
    21.    Муниципальный культурно-выставочный центр «Вернисаж» (г. Прокопьевск, Кемеровская область)
    22.    Национальная галерея Республики Коми (Сыктывкар)
    23.    Нижнетагильский музей изобразительных искусств
    24.    Новокузнецкий литературный мемориальный музей Ф. М. Достоевского
    25.    Новокузнецкий художественный музей
    26.    Новосибирский государственный художественный музей
    27.    Омский городской музей «Искусство Омска»
    28.    Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
    29.    Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
    30.    Сахалинский областной государственный художественный музей
    31.    Тверская областная картинная галерея
    32.    Томский областной художественный музей
    33.    Ярославский художественный музей


    Составила М. Ю. Чертогова


    СБОРНИКИ
    материалов и докладов
    Всероссийских научно-практических конференций КОМИИ


    1.    Уникальные коллекции художественных музеев Росси: сборник материалов и докладов I всероссийской научно-практической конференции (г. Кемерово, 11–13 ноября 2004 г.) / Под редакцией М. Ю. Чертоговой. – Кемерово, 2006. – Выпуск 1. – 184 с.
    2.    Уникальные коллекции художественных музеев России: сборник материалов и докладов II всероссийской научно-практической конференции (г. Кемерово, 2–4 декабря 2009 г.) / Под редакцией М. Ю. Чертоговой. – Кемерово, 2011. – Выпуск 2. – 176 с., ил.
    3.    Коллекция в коллекции: сборник материалов и докладов III всероссийской научно-практической конференции (г. Кемерово, 15–16 октября 2014 г.) / Под редакцией М. Ю. Чертоговой. – Кемерово, 2015. – Выпуск 3. – 184 с., ил.


    Составила М. Ю. Чертогова


    2017.05.20
     

    НОВОСТИ

    «Музей для всех! День инклюзии»

    2 декабря в 16.00 в Кемеровском областном музее изобразительных искусств начнется акция «Музей для всех! День инклюзии».

    Выставка «Связь времен, или Назад в будущее»

    9 ноября в Кемеровском областном музее изобразительных искусств (КОМИИ) – в рамках мероприятий, посвященных 30-летию Регионального отделения (ныне Филиала) Российской академии художеств «Урал, Сибирь и Дальний Восток» – открылась межрегиональная художественная выставка «Связь времен, или Назад в будущее»

    "Ночь искусств"

    В музее состоялась ставшая традиционной всероссийская акция «Ночь искусств-2017» под девизом «Искусство объединяет»

    Выставка "Достояние республики"

    В рамках памятных мероприятий, посвященных Дню народного единства и 100-летию революции, Кемеровский областной музей изобразительных искусств с 20 октября 2017 г. представляет творчество выдающихся советских художников первой половины ХХ века - творчество, ставшее национальным достоянием нашей страны - Лентулов А. В., Тышлер А. Г. Самохвалов А. Н., Осмеркин А. А. и другие.

    I Международная научно-практическая конференция «Творчество Ф.М. Достоевского и современный культурный процесс»

    С 19 по 22 сентября в г. Новокузнецке состоялась I Международная научно-практическая конференция «Творчество Ф.М. Достоевского и современный культурный процесс», посвященная празднованию на федеральном уровне памятной даты – 400-летия основания г. Новокузнецка Кемеровской области. Во встрече примут участие ученые из Великобритании, Италии, Венгрии и других стран мира.

    Фестиваль природы "Первозданная Россия"

    С 23 августа по 17 октября в Кемеровском областном музее изобразительных искусств развернется полномасштабная выставка, объединяющая около 150 фотографий из самых живописных заповедных уголков России.