К 100-летию Павла Афанасьевича Чернова
Чернов П.А. Автопортрет. 1971. ДВП, темпера. 58х50. КП-477 Ж-171
Память о художнике Павле Афанасьевиче Чернове во многом особенная. Вся его жизнь, от начала и до конца, неразрывно связана с изобразительным искусством Кузбасса: он не только стоял у истоков – был первым.
Творческая биография Павла Чернова начиналась раньше, чем у других кузбасских художников. В довоенные годы, когда в Кузбассе только появились первые изостудии, он занимался в одной из них – при Клубе поверхностных цехов, у А. Н. Климентьева. В 1934 году юный художник стал участником выставки, организованной по инициативе Кемеровского городского отдела народного образования (ГОРОНО), и занял там первое место. В 1936-м его работы экспонировались на краевой выставке работ начинающих художников Западной Сибири в Новосибирске и II Всероссийской выставке самодеятельных художников в Москве. Одна из работ («Портрет матери») была репродуцирована в каталоге новосибирской выставки, а другая («Портрет стахановца Каратаева») приобретена с московской выставки в фонд Всесоюзного Дома народного творчества им. Н. К. Крупской.
Потом был случай, выпадающий в жизни раз. В 1936 году в Кемерово из Ленинграда, где училась, приехала Елена Громова – знакомая Павла Чернова, жившая с ним по соседству. Ее поразили его работы, и она решила показать их профессору К. М. Лепилову – первому директору Средней художественной школы при Всероссийской Академии художеств. Вскоре оттуда пришел вызов, и Чернов уехал учиться в северную столицу.
Обучение в художественной школе длилось три года (1936–1939). А какие весомые сдвиги! Методика академического обучения и благодатная атмосфера изменили Чернова неузнаваемо: не провинциальный самоучка – грамотный художник. Достаточно посмотреть на его рисунки тех лет: довоенные зарисовки животных, сделанные в зоопарке, и фронтовые портреты однополчан. Они демонстрируют уверенное исполнение, настоящее мастерство. Глядя на эти рисунки, даже не верится, что студенческие годы автора еще впереди.
После окончания Великой Отечественной войны фронтовик старшина Чернов продолжил обучение. Восстановился на первый курс отделения станковой живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (зачислен в 1939-м). Вместе с ним учились Анатолий Левитин, Майя Копытцева, Михаил Труфанов… – все они, ставшие известными мастерами, дружили с ним, тогда и потом, до конца жизни. Руководил мастерской Борис Владимирович Иогансона – классик советского искусства, автор хрестоматийных полотен: «Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе». Выделяя Чернова, мэтр отметил его дипломную работу: «Мы, художники, знаем, что самое трудное в нашем деле – это сохранить свежесть живописи до конца работы над картиной. Поэтому надо приветствовать ленинградца Чернова, автора картины «Подруги», сумевшего передать в звучной и выразительной живописи ощущение ясного солнечного дня и радостной юности подростков, читающих стихи».
Все это казалось невероятным. Ведь родился Чернов в крестьянской семье, а вырос и жил в Кузбассе – угольном крае, отдаленном от центра страны, не имевшем глубоких традиций профессиональной культуры. В довоенные годы, кстати сказать, здесь даже не было художников со специальным образованием, не считая нескольких педагогов. То есть, прекрасное начало выпало ему одному.
По окончании вуза, в 1951 году, Павел Чернов вернулся в Кемерово и стал единственным из кузбасских художников, получившим высшее специальное образование. Да еще в самом престижном художественном вузе страны, да еще у знаменитого педагога! Тогда ему не было равных, его авторитет был неоспорим, у него учились.
Искусство П. А. Чернова отличалось широким разнообразием жанров, но предпочтения менялись. В 1950-е годы это картины, чаще на бытовые сюжеты, хранившие верность академической школе. В 1960–1980-е годы ведущими стали портреты, раскрывшие дарование мастера во всей полноте. В 1990-е преобладали пейзажи как отдохновение на склоне жизненных лет. Неизменным пристрастием автора оставались лишь натюрморты, к которым он обращался на всем протяжении творческого пути.
Однако главными в искусстве художника все-таки были портреты. Их подавляющее большинство, и они разноплановы. Это портреты однополчан, ставшие введением в творчество. Это портреты тружеников: шахтеров, механизаторов, птичниц, доярок, овощеводов... – и они лучшие в творчестве мастера. Это женские и детские портреты, самые любимые им, самые многочисленные. Это портреты жены художника – Людмилы Александровны Пономаревой, автопортреты с ней и автопортреты.
Визитной карточкой Павла Чернова стали портреты трудящихся, которые, как известно, начиная с 1960-х годов, под влиянием «сурового стиля», обрели в советском искусстве особую популярность.
Самые впечатляющие, конечно, портреты колхозниц: «Портрет доярки В. Устюжаниной» (1961), «Портрет девушки» (1972), «Портрет птичницы Е. М. Зубовой» (1973), «Колхозница» (1976)... Написанные с натуры, на местах – в колхозах и совхозах Кемеровской области, они непосредственны и достоверны. Всякий раз это яркий характер: живой, полнокровный, запоминающийся.
В жанре группового портрета решены даже картины, которые, будучи программными в творчестве, создавались по государственному заказу, для самых престижных художественных смотров (зональных, республиканских, всесоюзных). Наиболее удачен, несомненно, «Групповой портрет овощеводов совхоза "Береговой"» (1972–1974).
Спустя много лет, уже в постсоветские годы, он грустно заметит: «Сейчас не пишут этих людей – доярок, овощеводов, птичниц… А для меня они по-прежнему – соль земли. Люди труда, и все на этой земле создано ими и их руками».
Сторонник классической школы, Павел Чернов следовал в русле реалистической живописи, убежденно и неотступно. При этом стилевая манера заметно менялась, тяготея к живописности, пленэризму, открытому цвету. Чем старше становился художник, тем ярче была палитра. Об этом свидетельствует пейзаж «Весной в саду» (1993).
Последнее десятилетие Павла Чернова было удивительно плодотворным. Несмотря на возраст, он ощущал подъем творческих сил. Каждый день ходил в мастерскую и писал так, как никогда прежде: с упоением, без устали, самозабвенно.
Живописным великолепием отличались дачные натюрморты, к которым на исходе жизни он обращался охотней всего. Его радовали праздничные мотивы: черемуха, флоксы, сирень, рябина, пионы… и тут же вазы и фрукты. Смотришь на эти натюрморты и вспоминаешь слова художника: «Писать надо с наслаждением!».
Заслуги Павла Афанасьевича Чернова не ограничиваются только искусством. Он основатель творческой династии – первой в Кузбассе. Следом за старшим братом, Сергеем Афанасьевичем Черновым, он обратился к искусству и достиг вершин. Потом передал накопленный опыт племяннику, художнику Анатолию Сергеевичу Чернову, который ныне работает в мастерской своего известного дяди и продолжает семейную традицию. Для творческой судьбы Павла Чернова это глубоко символично: его путь завершился так же, как и начался – он снова был первым.
Марина Чертогова
Чернов П.А. Шимпанзе. 1939. Бумага, сангина. 26,5х18. КП-240 Г-186
Чернов П.А. Фронтовичка. 1944. Бумага, цветной карандаш. 34,2х30. КП-1718 Г-786
Чернов П.А. Однополчанка-связистка. 1944. Бумага тонированная, карандаш. 42х30. КП-4501 Г-1499
Чернов П.А. Артиллерист. 1945. Бумага, карандаш. 42,7х30. КП-1719 Г-787
Чернов П.А. Бык. Зарисовка. 1945. Бумага тонированная, карандаш. 17х23. КП-4859 Г-1623
Чернов П.А. Мальчик в буденовке. 1950-е гг. Картон, уголь. 52,5х38,3. КП-5687 Г-2076
Чернов П.А. Портрет Маши. Пионервожатая. 1952. Холст, масло. 69х49. КП-848 Ж-366
Чернов П.А. Портрет жены Л.А. Пономаревой. 1956. Холст, масло. 65х44. КП-4242 Ж-1236
Чернов П.А. Портрет учительницы З.А. Пономаревой. 1957. Холст, масло. 80х65. КП-481 Ж-175
Чернов П.А. Георгины. 1957. Холст, масло. 100х120. КП-376 Ж-109
Чернов П.А. Осел. 1965. Бумага, гуашь. 27,3х38,5. КП-237 Г-183
Чернов П.А. Пума. 1966. Бумага, сангина. 34х44,5 37,5х47,5. КП-242 Г-188
Чернов П.А. Портрет девушки. 1972. Холст, масло. 70х50. КП-681 Ж-288
Чернов П.А. Групповой портрет овощеводов совхоза Береговой. 1972-1974. Холст, масло. 112х127. КП-712 Ж-306
Чернов П.А. Портрет птичницы Е.М. Зубовой. 1973. Картон на ДВП, смешанная техника. 75х60. КП-905 Ж-399
Чернов П.А. Айва и груши. 1973. ДВП, темпера. 78х83. КП-480 Ж-174
Чернов П.А. Колхозница. 1976. Картон, масло. 62х50. КП-689 Ж-296
Чернов П.А. Подтаежка. 1976. Картон на картоне, масло. 50х65. КП-790 Ж-337
Чернов П.А. Весной в саду. 1993. Холст, масло. 88х99. КП-4404 Ж-1249
Телефон для справок:
+7 (3842) 36 64 78 , просветительский отдел;
+7 (3842) 36 50 33 , касса.
2018.11.22