М. Ю. ЧЕРТОГОВА
заместитель директора по научной работе
Кемеровского областного музея изобразительных искусств
«Коллекция в коллекции»: конференции как специальный проект
Музея изобразительных искусств Кузбасса
Научно-исследовательское направление является одним из основных в деятельности Музея изобразительных искусств Кузбасса. Оно сохраняет свою актуальность даже при наличии дефицита профильных специалистов (искусствоведов) и несмотря на то, что сегодня активно поощряются совершенно иные виды музейной практики, порой уподобляющие музей центру массовых развлечений.
Наиболее значительным результатом научно-исследовательской работы Музея изобразительных искусств Кузбасса стали Всероссийские научно-практические конференции «Коллекция в коллекции» (первоначальное название – «Уникальные коллекции художественных музеев России»). Они проходят в рамках мероприятий, посвященных круглым датам музея, – каждые пять лет, начиная с 2004 года.
Идея этого проекта возникла в процессе реализации другого. В 2004-м отмечалось столетие Юргиса Ионасовича Прейсса (1904–1984)[1] – кемеровского художника, чье творчество представлено в собрании нашего музея монографической коллекцией. Что обусловлено исключительностью художника-иностранца, резко выделявшегося среди местных коллег не только своей биографией, но и искусством. Воспитанник европейской школы, предпочитавший формальное содержательному, да еще интимист, обращавшийся к очень личным мотивам, он не вписывался в контекст художественного развития Кузбасса: вел здесь свою, совершенно особенную творческую жизнь, которая как отдельное явление требовала специального изучения.
Помнится, к вековому юбилею Юргиса Прейсса я готовила ретроспективную выставку его произведений из фондов музея. Согласно концепции она отражала этапы жизни и творчества мастера – во всей полноте и последовательности. Дополняли экспозицию многочисленные письма, фотографии, дневники из личного архива Ю. И. Прейсса, предоставленные его приемной дочерью и наследницей Л. А. Бирюковой (г. Кемерово). В целом это был уникальный материал – художественный и документальный, раскрывающий трагическую судьбу европейца в Сибири.
Такую выставку, достойную самого широкого внимания и резонанса, хотелось показать не только кузбасскому зрителю, но и авторитетному профессиональному сообществу, чтобы открыть отечественной культуре художника Юргиса Ионасовича Прейсса и ввести его имя в научный оборот, в историю неофициального искусства советской эпохи. Но как?
Так родилась идея проведения на базе Музея изобразительных искусств Кузбасса всероссийских научно-практических конференций «Уникальные коллекции художественных музеев России». В ноябре 2004 года, в рамках мероприятий, посвященных 35-летию музея, состоялась первая из них, проходившая на фоне экспозиции произведений Ю. И. Прейсса – выставки, демонстрировавшей уникальную коллекцию из собрания нашего музея.
Поясним, что уникальными мы называли коллекции, наличие которых составляет особую гордость музеев, выделяет их (музеи) из ряда других, придает им (музеям) «не общее выражение». Такие коллекции есть в каждом музее и некоторые из них широко известны, например, коллекция деревянной культовой скульптуры из собрания Пермской государственной художественной галереи. Однако бóльшая часть уникальных коллекций, особенно в региональных музеях, остается еще неизученной и хуже того – неизвестной.
До недавнего времени данная проблематика не рассматривалась специально, как отдельное направление в изучении музейного фонда страны, поэтому уникальные коллекции трудно представить целостно – в реальных масштабах и содержании. Именно в этом видится цель наших конференций, периодических и бессрочных, которые со временем, шаг за шагом, выявят особый пласт художественного наследия, хранящегося в отечественных музеях, его уникальную составляющую.
Избранная тема не только актуальна – неисчерпаема. Ведь, по сути, любое музейное собрание – это сумма отдельных коллекций: больших и малых, ярких (очевидных в своей значительности) и более скромных, персональных и отражающих некие феномены или целые явления. И эти коллекции – каждая по-своему – уникальны: сами по себе или в контексте места и времени.
Возможно, такое понимание уникальных коллекций несколько «размывает» само понятие уникального, и все-таки таким оно представляется принципиальным – с точки зрения изучения музейных фондов: от штучной коллекции к целостности собрания. В 2014 году, в канун проведения третьей конференции, эта концепция кристаллизовалась, обрела ясность, и появилось желание изменить название – на краткое и более точное: «Коллекция в коллекции».
Несомненно, чтобы выявить такие коллекции в полном объеме потребуется немалое время и его на наш век, конечно, не хватит: слишком богаты фонды художественных музеев страны, а наши конференции так нечасты (раз в пять лет). Но важно начать.
Понимая значительность поставленной задачи, мы сообщили своей конференции всероссийский статус. Это не только повышает ее престиж, но и восполняет присущую ей локальность, а именно: сугубо музейную специфику и узкую тематическую направленность. Причем такая локальность выбрана нами сознательно, поскольку позволяет сосредоточиться на изучении поставленного вопроса должным образом: неспешно, последовательно, глубоко. Сегодня такая концепция нетипична и это отличает наши конференции от многих других, посвященных, как правило, широкому кругу вопросов, нередко затрагивающих смежные дисциплины.
Как специальный проект Всероссийские научно-практические конференции «Коллекции в коллекции» дают возможность «открытия» оных коллекций: их публичной презентации, введения в научный оборот и широкой популяризации.
Причем сами презентации не предусматривают с нашей стороны жестких канонов, нами предлагаются лишь некоторые тематические аспекты, а именно:
- уникальные коллекции как визитная карточка музея;
- уникальные коллекции как особое направление музейного комплектования;
- уникальные коллекции как отражение культурного феномена;
- уникальные коллекции в региональном контексте – «дух места»;
- уникальные коллекции как презентация личности.
По итогам каждой конференции издаются иллюстрированные сборники, в которых материалы собираются воедино и систематизируются. В дальнейшем, в своей совокупности именно они – как практический результат проекта – явят свод уникальных коллекций музеев России.
Следует заметить, что публикаций в сборниках больше, чем непосредственных выступлений на конференциях. С нашей стороны это расхождение предполагалось изначально – по известным причинам: в виду отдаленности Кузбасса от многих культурных центров страны и существующей у госучреждений проблемы бюджетного финансирования (не каждый музей может направить своих сотрудников в г. Кемерово для участия в конференции). Поэтому, учитывая данное обстоятельство, допускается заочное участие в конференции: авторы высылают свои доклады на адрес музея, самые интересные из них публично зачитываются, а остальные, наряду со всеми, публикуются в сборниках.
История проекта длится восемнадцать лет. За это время состоялось четыре Всероссийские научно-практические конференции: «Уникальные коллекции художественных музеев России» (2004, 2009), «Коллекция в коллекции» (2014, 2019). По итогам прошедших конференций изданы сборники материалов (2006, 2010, 2015, 2020), куда вошли доклады научных сотрудников российских музеев из разных городов России: от Калининграда до Южно-Сахалинска!
Статистика показывает, что проект вызывает живой интерес профессионального сообщества и активно развивается. Содействуя изучению музейного фонда Российской Федерации, он открывает его уникальные коллекции, и публикации о них в специальных изданиях остаются во времени, а значит – в истории. Углубляя представление о музеях как обладателях таких коллекций, проект позволяет оценить музеи по-новому, с точки зрения их исключительности («не общего выражения») и тем самым привлечь к ним повышенный интерес и внимание.
Более того, будучи периодическим, проект консолидирует художественные музеи страны и стимулирует их научную деятельность, укрепляя ее позиции, поднимая престиж. Сегодня это особенно актуально ввиду существующей тенденции превратить музей в развлекательный центр – тенденции, набирающей опасную популярность, даже среди руководителей в сфере культуры. Увы, не секрет, что для многих из них единственно важным показателем успешной работы музея является лишь число посетителей: чем больше, тем лучше.
Как ни вспомнить слова М. Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа и президента «Союза музеев России», выразившего тревогу музейного сообщества со всей откровенностью: «Мы становимся очень примитивными: музей рассматривается как часть сферы услуг. От нас ждут Диснейленда. Но смысл музея нельзя свести к отдыху в парке аттракционов. И оценивать его по тем же критериям, как парк аттракционов, нелепо. В музей приходят за удовольствием, но это удовольствия просвещенного человека»[2].
Наконец, формируя положительный имидж Музея изобразительных искусств Кузбасса, Всероссийские научно-практические конференции «Коллекция в коллекции» способствуют его продвижению как научного центра и делают заметным участником музейной жизни России.
Теперь, когда эти конференции утвердились как специальный проект музея, их – для успешной реализации проекта – следует проводить регулярно. При этом, чтобы приблизиться к намеченной цели (выявить уникальные коллекции музеев страны в полном объеме), не менее важно воспитать преемников – музейных сотрудников, которые продолжат развитие проекта и тем самым сообщат ему непрерывность.
[1]Уроженец Восточной Пруссии, выпускник Кенигсбергской академии художеств, немецкий коммунист, советский разведчик, Ю. И. Прейсс в 1939-м году принял гражданство СССР, а с наступлением войны был выслан из Москвы в Сибирь, где проживал в поселке Ояш Новосибирской области, потом в Томске и Кемерове.
[2] [http://www.rg.ru/2013/02/06/piotrovsky.html