Отдельную коллекцию в собрании Музея изобразительных искусств Кузбасса (далее – Музея) составляют культовые предметы: иконы. Комплектование этой коллекции, начатое в перестроечные и постсоветские годы (конец 1980-х – начало 1990-х), было обусловлено временем, которое, снимая идеологические запреты советской эпохи, восстанавливало в правах православную культуру, возвращало ее к публичной жизни.
В настоящее время в собрании Музея насчитывается 79 икон. Они поступили в конце ХХ века, в период с 1987-го по 1994 годы, за исключением двух, приобретенных в третьем тысячелетии: «Святой Николай Чудотворец» (2004) и «Святой Апостол Петр» (2011).
Подавляющее большинство икон (71) принадлежало частным владельцам, проживавшим на территории Кемеровской области, преимущественно в г. Кемерово. Восемь икон имели другие источники поступления: Всесоюзное художественно-производственное объединение им. Е. В. Вучетича (5), Министерство культуры РСФСР (2) и собственность автора (1).
В 2004 году, по инициативе Музея, проводилась атрибуция икон, нуждавшихся в установлении более правильных датировок, описаний сюжетов, художественных школ. Для этого был приглашен С. Н. Добрынин, эксперт-реставратор I категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ). Его заключение, утвержденное Протоколом ФЗК КОМИИ № 1–2010 от 30.01.2010 г., является основанием для представления коллекции.
Основу коллекции составляют домашние иконы второй половины ХIХ – начала ХХ веков, две иконы датированы XIII столетием («Покров», «Богоматерь Казанская»), одна выполнена современным художником в 1994 году («Богоматерь Коневская», автор Д. В. Головченко, г. Кемерово). Иконы неподписные, за исключением одной: автором иконы «Воскресение с двунадесятыми праздниками» (И–4), датируемой XIX веком, предположительно считается Стефан Сафонович Кожевников, согласно надписи с обратной стороны иконы.
Авторами икон являются как профессиональные, столичной выучки мастера, так и провинциальные, писавшие в примитивной манере, архаично, используя за образцы более древние иконы, порой старообрядческие, например, «Спас на убрусе» (И–10).
Большинство икон написано в соответствии с канонами и образцами русской православной живописи второй половины ХIХ – начала ХХ веков, также имеются образцы светского письма с явным влиянием западного искусства и образцы народной иконы. Особенности каждой из них позволяют судить о месте написания, о школах, представляющих различные регионы Российской империи: Московская и Владимирская губернии, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь.
По своим художественным достоинствам иконы неравнозначны между собой. «На хорошем профессиональном уровне», согласно экспертному заключению, выполнено около пятнадцати, а две из них имеют исключительную ценность: «Воскресение с двунадесятыми праздниками» (И–4) и «Единородный Сыне» (И–15). Заключение о первой из этих икон гласит: «Икона оригинального письма с подписью иконописца имеет художественную и историческую ценность» ; о второй: «Икона "Единородный Сыне" является памятником русской иконописи второй половины ХIХ века, имеющим редкую иконографию».
В целом, открывая музейное собрание, представляющее отечественное искусство конца ХIХ – ХХI веков, коллекция икон является своеобразным введением, обращенным к православным истокам.