О музее
Кемеровская картинная галерея (ККГ) открылась в столице Кузбасса в 1969 году на правах отдела Кемеровского областного краеведческого музея. В 1972-м она стала самостоятельной организацией – Кемеровской областной картинной галереей (КОКГ). В 1991-м была переименована в Кемеровский областной музей изобразительных искусств (КОМИИ), в 2020-м – в Музей изобразительных искусств Кузбасса (МИИК)
История галереи начиналась в советскую пору, в 1960–1970-е годы, когда в политике государства особое внимание уделялось повышению культурного уровня индустриальных регионов, таким был Кузбасс – угольный край, не имевший глубоких традиций профессионального искусства. Инициатором создания картинной галереи выступил Иосиф Лазаревич Курочкин, начальник Управления культуры Кемеровского облисполкома (1967–1984).
Кемеровская картинная галерея как учреждение культуры с художественной спецификой стала в Кузбассе второй – первым был Музей советского изобразительного искусства, основанный в 1961 году в городе Сталинск (ныне г. Новокузнецк). Поскольку ККГ открылась в административном центре, ей был присвоен статус «областной».
Помещение, которое первоначально занимала картинная галерея (1969–1985), располагалось в жилом доме, находящемся в центре г. Кемерово по адресу: проспект Советский, 51. В 1985 году Кемеровская областная картинная галерея получила другое, отдельно стоящее здание, тоже в центре города, недалеко от бывшего здания музея, по адресу: проспект Советский, 48. «Новое» здание, построенное в 1946 году, ранее принадлежало Управлению вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Кемеровского облисполкома, еще ранее – Управлению отдела исправительно-трудовых колоний народного комиссариата внутренних дел (ОИТК НКВД) по Кемеровской области.
Начало формирования коллекционного фонда Кемеровской картинной галереи заметно отличалось от многих других в Сибири: если художественные музеи таких городов, как Омск, Томск, Красноярск, Иркутск (давних исторических и культурных центров) зарождались на базе коллекций, переданных из собраний краеведческих музеев или местных собирателей искусства, то картинная галерея в г. Кемерово открывалась в буквальном смысле голыми стенами. Отсутствие «первоначального капитала» предопределило активность собирательской деятельности: начатая с «нуля», она стала первостепенной, поскольку основой любого музея, как известно, является именно коллекция.
В настоящее время собрание Музея изобразительных искусств Кузбасса составляют около 7000 произведений, а целью комплектования является репрезентация отечественного искусства ХХ–ХХI веков, то есть создание коллекции, которая, по возможности, воссоздаст полную картину художественного развития данного периода: исторические этапы и основные тенденции, творческие поколения и яркие имена.
Опора на современное искусство обусловлена объективной реальностью. Для музея, основанного во второй половине ХХ века, в угольном крае, глубоко отдаленном от центра страны, собирать «старое» искусство нелегко, к тому же лучшее давно принадлежит собраниям крупнейших музеев, а искусство ХХ–ХХI веков, доступное в комплектовании, может продемонстрировать высокие образцы творчества выдающихся мастеров.
Из общего контекста, доминирующего в собирательской деятельности Музея, можно выделить приоритетные направления: «столичное», «региональное», «местное».
«Столичное» направление представляет искусство Москвы и Санкт-Петербурга – главных художественных центров страны, задающих тон в развитии отечественного искусства.
«Региональное» направление представляет искусство Сибири – обширного края со своими истоками, историей, культурой, которому принадлежит наш Кузбасс. Направление охватывает творчество широкого круга художников, проживающих на территории Западной и Восточной Сибири: в Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Иркутской области, Алтайском и Красноярском крае, Республике Тыва и Республике Бурятия. Данная территория составляет зону межрегиональных выставок «Сибирь» (прежде «Сибирь социалистическая») – грандиозных смотров творческих сил, проходящих раз в пять лет, начиная с 1964-го. Регулярные на протяжении более полувека эти выставки образовали единое художественное пространство, у которого много общего: истоки, история, культура, тенденции развития.
«Местное» направление представляет искусство родного края – Кузбасса. Данное направление формируется более углубленно, по «краеведческому» принципу: оно отражает историю искусства Кузбасса с исчерпывающей полнотой, творчеством художником всех поколений, начиная с первого, выступившего в военные 1940-е.
«Региональное» и «местное» направления признаны специфическими, придающими собранию музея свое «лицо», выделяя наш музей из ряда других, даже сибирских. Данные направления прорабатываются с большей тщательностью, что выражается в количестве, систематичности и репрезентативности по отношению к реальной действительности.
По своей структуре собрание Музея изобразительных искусств Кузбасса делится на два основных раздела: изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Отдельную часть образуют тематические и персональные коллекции – «коллекции в коллекции».
Формирование коллекции Музея изобразительных искусств Кузбасса продолжается на протяжении более полувека, с 1969-го. За это время сменилось не одно поколение научных сотрудников, участвовавших в данном процессе. Среди начинавших – В. П. Дурнева, О. С. Красова, Т. Г. Анисимова, Г. М. Большакова, Л. С. Аникина, М. А. Давыденко, среди принявших эстафету – Л. И. Мызина, В. М. Непомнящая, М. В. Петрова, Е. Г. Вагина, позже – М. Ю. Чертогова. Все они, за небольшим исключением, не имевшие специального образования, постигали музейное дело опытным путем, проникаясь профессиональной спецификой, при этом действовали активно, решительно, плодотворно. Их усилиями от этапа к этапу собиралась коллекция Музея, слагалась его история.
История здания
«Здание, в котором в настоящее время располагается Кемеровский областной музей изобразительных искусств, проектировалось как административное и предназначалось для Управления отдела исправительно-трудовых колоний народного комиссариата внутренних дел (ОИТК НКВД) по Кемеровской области.
В январе 1943 года город Кемерово получил статус областного центра. Совет Народных Комиссаров принял решение выделения из состава Новосибирской области новой административно-территориальной единицы – Кемеровской области. Для размещения новых управленческих структур необходимо было срочное строительство крупных административных зданий. Характерно, что в первую очередь, еще до окончания Великой Отечественной войны, начинают проектироваться и строиться административные здания для репрессивных органов – ГУЛАГА и госбезопасности. Практически одновременно архитектором Т. С. Запашным ведется проектирование Управления ОИТК, а архитектором Л. К. Моисеенко – Управления НКВД (в настоящее время – Администрация города Кемерово). Еще не был разработан генеральный план города, еще не существовало застройки Советского проспекта, Весенней улицы и площади Советов, а эти ключевые здания уже строились вдоль только намечавшихся будущих магистралей.
Сохранились очень скудные архивные материалы, связанные с проектированием и строительством Управления ОИТК. Вероятно, это связано с секретностью размещавшегося в нем учреждения. Известно, что трехэтажное кирпичное здание проектировалось со всеми видами благоустройства и имело строительный объем 7938 куб. метров и полезную площадь 1400 кв. метров. Общая сметная стоимость здания, согласно проекту, составляла 68 тысяч рублей.
7 августа 1944 года проект рассматривался на заседании архитектурной комиссии при Кемеровском областном отделе по делам архитектуры. Комиссией были сделаны замечания по художественной обработке и композиционному решению фасадов, а также по расширению площади входного вестибюля и увеличению высоты этажа от пола до потолка до 3,4–3,5 метра. По-видимому, замечания были учтены автором при дальнейшей доработке проекта. Внешний облик здания сохранился с незначительными изменениями. Первоначально по центру фасада, на втором и третьем этажах над входом здания, располагались балконы, а в центре разорванного фронтона – рельефная пятиконечная звезда.
Здание строилось хозяйственным способом, то есть собственными силами застройщика, без привлечения специализированных подрядных организаций. Учитывая специфику учреждения, которое должно было там размещаться, понятно, что здание строилось заключенными.
В отчете инспекции Госархстройконтроля за 1945 год говорится: «Строительство здания ОИТК УНКВД можно отнести к образцовым стройкам. <…> На строительстве разработан точный график работ. Подобраны технический персонал и основные кадры рабочих. Нужно отметить, что все кадры подобраны из заключенных, кроме начальника строительства тов. Григорьева, прораба тов. Богданова и архитектора Запашного».
Согласно архивным материалам, здание было выстроено за очень короткий срок – восемь месяцев, включая устройство канализации, водопровода и центрального отопления. По плану в феврале 1946 года объект готовился к сдаче в эксплуатацию.
Об авторе проекта здания Управления ОИТК НКВД – архитекторе Т. С. Запашном – никаких сведений не сохранилось. После 1946 года нет упоминаний о нем в архивных документах. Вероятнее всего, он оказался в г. Кемерово во время войны в числе эвакуированных специалистов.
По-видимому, архитектор обладал опытом, необходимым для проектирования столь ответственного объекта. Судя по стилистическому решению зданий, построенных по проектам Т. С. Запашного, он получил архитектурное образование и занимался проектированием еще в годы расцвета конструктивизма, в начале 1930-х. Об этом говорит весьма сдержанное использование ордерных форм и декоративных элементов, стремление к крупным членениям и плоскостная трактовка фасадов.
Архитекторы-конструктивисты во второй половине 1930-х годов вынуждены были переучиваться, следуя официальному государственному курсу на «освоение классического наследия». Однако в их работах, в отличие от зданий эпохи зрелого советского неоклассицизма 1950-х годов, еще чувствуются «рецидивы» предшествующего архитектурного стиля. Особенно заметны черты такого «перехода» от конструктивизма к неоклассицизму в еще одном проекте архитектора Т. С. Запашного, разработанном в 1946 году. Это расположенный рядом с административным зданием 36-квартирный жилой дом для сотрудников Управления ОИТК. Дом с закругленным по углу фасадом, находящийся на пересечении Советского проспекта и Весенней улицы, долгие годы был известен жителям г. Кемерово как «Дельфин» – по названию находившегося на углу рыбного магазина.
В построенном административном здании, после ликвидации ГУЛАГа, долгое время размещалось Управление вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Кемеровского облисполкома. В 1985 году оно было передано Кемеровской областной картинной галереи – согласно Решению № 382 от 16.09.1985 г. Кемеровского областного Совета народных депутатов «О передаче с баланса на баланс здания управления вневедомственной охраны при управлении внутренних дел облисполкома».
В 1985 году это здание, предназначенное для картинной галереи, было частично реконструировано, с учетом нового назначения. Сегодня оно имеет три этажа и один цокольный. Общая площадь составляет 2537 кв. метров. Выставочные пространства занимают 1134.6 кв. метров, фондохранилища – 302.6 кв. метров, служебные помещения – 242.6 кв. метров. Коридоры и холлы, не считая лестничных маршей, имеют площадь 357.2 кв. метров.
Захарова Ирина Викторовна,
доцент кафедры строительных конструкций, водоснабжения и водоотведения
Кузбасского государственного технического университета