Впервые Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени совместно с Музей изобразительных искусств Кузбасса представляет в регионе Западной Сибири масштабную выставку национального искусства «Три века русского портрета». Открытие выставки состоится 13 сентября в 16:00.
В рамках выставки будут представлены 60 портретов отечественных и зарубежных живописцев XVIII – XIX веков из собрания московского музея и 13 полотен XX века из музея Кузбасса, среди которых работы выдающихся мастеров Фёдора Рокотова, Ивана Аргунова, Василия Тропинина, Степана Щукина, Луи Каравака, Пьетро-Антонио Ротари, Сергея Зарянко, Дамона Ортолани, Ивана Подключникова, Александра Маковского, Дмитрия Налбандяна, Василия Мешкова, Петра Оссовского, Клары Голицыной, Владимира Игошева и других.
Директор Музея В.А. Тропинина Ольга Журавлёва отмечает: «Выставка «Три века русского портрета» - важнейший для нас передвижной проект, часть выставочной программы музея, успешно реализуемой в регионах России уже более 4 лет. Среди городов, которые уже принимали наши выставки, Воронеж, Новосибирск, Калуга, Владимир, Серпухов, федеральный музей-заповедник «Остафьево» - «Русский Парнас». Приглашение к сотрудничеству от Музей изобразительных искусств Кузбасса – большая честь, возможность совместной научной и экспозиционной работы с коллегами из Западной Сибири".
«Три века русского портрета» – выставка об эволюции одного из самых сложных жанров в изобразительном искусстве. Портрет – это и документ эпохи, и презентация личности – как самой модели, так и художника. Подчиняясь общим изменениям, которые происходили с русской живописью с момента правления Петра I, портрет развивался как отдельное направление, отражая и запросы общества, и индивидуальность его авторов.
Перед зрителями предстанут одни из лучших образцов национальной живописной школы – блистательные парадные изображения самодержцев и аристократии – Екатерины Великой, Александра I, Павла I и Марии Федоровны, «представительские» портреты знати и купцов – князей Долгоруковых, графов Олсуфьевых, членов семей богатых купеческих фамилий – Е.И. Карзинкиной, И.А. и А.С. Перловых, Д.В. и А.И. Киселевых и С.А. и Е.В. Мазуриных, деятелей искусства, чиновников, дворян и людей «третьего сословья», а также образы XX в. выдающихся представителей советской культуры из собрания Музея изобразительных искусств Кузбасса.
Временной вектор в портрете выражается не только в манере изображения, изменениях «больших стилей», сменявших друг друга, но в социальной плоскости – изначально портрет рассматривался как знак отличия – портрета удостаивались особы царской крови, аристократы, дворяне, затем богатые купцы. Возможность заказать портрет было привилегией, а у известного живописца – привилегией избранных.
Постепенно жанр трансформируется из символа статуса модели в более прикладной формат – семейные и детские портреты. Далее портрет фокусируется на психологических особенностях личности модели, но при этом учитывает социальное положение. В советское время меняются живописные приёмы, идёт поиск новой художественной пластики, способной отразить суть «советского человека» и «новую аристократию» – творческую интеллигенцию. Музей изобразительных искусств Кузбасса представил галерею образов балерины Г. Улановой, писателя В. Афонина, искусствоведа Л. Малкиной и многих других значимых для отечественной истории и культуры людей.
Куратор – Татьяна Прохорова, реализовавшая выставочные проекты для Музея В.А. Тропинина: «Сибиряки» из собрания Новосибирского краеведческого музея, «От барокко до модерна» из собрания Музея В.А. Тропинина и частных коллекций икон, «Выход в свет. Салоны и балы Москвы XIX века» и пр.